Сильвио Бусцема (Sal Buscema) в творческом мире более известен как Сал Бусцема - американский художником комиксов. На протяжение своей продолжительной карьеры Сал успел поработать на различные издательства комиксов, но преимущественно, большая часть его карьеры прошла в сотрудничестве с Marvel Comics. Он продолжительное время работал над комиксами «Невероятный Человек-Паук» и «Невероятный Халк».
Он принимал участие в создании таких персонажей, как Барон Гельмут Земо, Большая Медведица, Бульдозер, Демогоблин, Ром, первого воплощения команды Зодиак и многих других. За время работы в индустрии комиксов, он был удостоит ряду наград, а для многих поклонников комиксов Сэл является одним из лучших художников Marvel Comics.
Сал приходится родным братом выдающегося художника комиксов Джона Бусцема.
Биография
Бусцема родился 26 января 1936 года в городе Бруклин, Нью-Йорк. Его отец был родом из Италии, но впоследствии перебрался жить в Америку. Он самый младший ребёнком из четырёх детей в семье. У него есть два старших брата Альфред и Джон и сестра Кэрол. Его брат Джон, который старше Сала на восемь лет, также является художником комиксов. Сал называл его одним из вдохновителей и тем, кто сильно поспособствовал тому, что он начал заниматься рисованием.
В 1952 году в возрасте шестнадцати лет Сал сделал несколько образцов комиксов, нарисовав их карандашом и тушью. Он взял свои работы и отправился с ними по разным компания по производству комиксов, расположенных в Нью-Йорке. По словам Сала он обошел множество компаний, но так и не получил никакой работы, поэтому продолжил учиться. Он также рассказывал, что окончив среднюю школу, он мог поступить в художественный колледж Купер-Юнион в Нью-Йорке, но решил отказаться от данного варианта и сразу начать работать. Наверное, это было одно из лучших решений, которые я когда-либо принимал. И это в том возрасте, когда вы обычно не принимаете очень много хороших решений, но у меня это сработало, и я никогда об этом не жалел.
Сал начинает работать в нескольких разных художественных студиях. В одном из интервью об этой работе Бусцема говорил следующее: «По сути, вы выполняли поручения, стирали вещи, содержали их в чистоте и подметали. Вы выполняли случайную работу, которую никто не хотел выполнять, пока у вас не появилась возможность наконец сесть за стол и начать выполнять какую-то работу».
В 1956 году Бусцема поступает на службу в армию США. Он проходил службу в армейском Инженерном корпусе, базировавшийся в городе Форт Бивер, Виргиния. Делая кинопленки и диаграммы для учебного пособия, после двухлетней службы был уволен. Он получил звание специалиста 3-го класса, который он назвал «эквивалентом капрала». После службы отправился в Вашингтон. Там работал в студии, где делал иллюстрации для правительственных учреждений. В 1961 году его брат Джон позвал его работать в рекламное агентство Alexander Chaite. Когда Джон возвращается в индустрию комиксов, Сал начинает сотрудничать с Мелом Эмде, который основал компанию Design Studio. Он оставался работать в компании до 1968 года, после чего начинает сотрудничать с Marvel.
Работа на Marvel Comics
В 1969 году Бусцема начинает работать на Marvel Comics. Проработав иллюстратором и графическим дизайнером в разных студиях Вашингтона на протяжении 12-13 лет, Сал решил попробовать себя в индустрии комиксов. К этому моменту его брат Джон вернулся к работе над комиксами. Сал обратился к брату и Джон сумел организовать ему встречу со Стэном Ли. Бусцема принёс несколько образцов своих работ, показал их Стэну и они ему понравились.
Устроившись на работу в Marvel, я хотел заниматься рисованием. Я сделал историю на шести страницах, которую только что сочинил сам. Никакого диалога, просто рассказанная история в картинках. Персонажем был Халк, потому что я был очарован этим персонажем. Когда Стэн увидел это, он захотел, чтобы я рисовал карандашом. И когда Стэн хотел, чтобы ты что-то сделал, ты это делал. Теперь не поймите меня неправильно. Это была замечательная карьера карандашиста, но я нахожусь на том этапе своей жизни, когда мне не нужны такого рода трудности, а быть карандашистом очень трудно. Очень трудно рассказать историю в картинках, особенно в некоторых книгах. Создавать групповые книги очень сложно, потому что вы имеете дело с таким количеством разных персонажей, и вам нужно запечатлеть их индивидуальности, а рассказывать историю - это непросто.
В 1970 году Бусцема начал работать над серией «Невероятный Халк», после того, как её покинул художник Херб Тримп. Когда Сал приступил к работе над Халком, сценаристом был Лен Уайн. Сал говорил: «У нас с Леном были действительно хорошие отношения, и мы очень хорошо работали вместе». Он также работал над историями персонажа, которые делали Роджер Стерн и Билл Мантло. Сал отошел от работы над Халком в тот период времени, когда его историями занимался Билл. В итоге, Сал на протяжении 10 лет проработал над серией о Халке.
О самом персонажей Бусцема говорил следующее: «Халк стал моим любимым персонажем комиксов. К каждому выпуску, который я писал, я подходил так, словно работал над ним впервые. Он не был типичным персонажем который бегал и спасал мир в каждом выпуске. Но он был персонажем, с которым можно было так много сделать... элемент гнева, когда он снова превратился в Брюса Бэннера, это было просто... было так много всего, с чем можно повеселиться. И, как я уже сказал, из-за того, что Халк был совершенно другим типом персонажа, а не типичным супергероем в спандексе. Я действительно наслаждался своим временем работы над Халком».
В период с 1971 по 1972 год Бусцема работал со сценаристом Роем Томасом над сюжетной аркой «Война Кри и Скруллов», нарисовав часть истории. В августе 1972 года стартовала серия «Защитники» над которой Сал работал вместе со сценаристом Стивом Энглхартом. Также в этом году они начали работать над серией «Капитан Америка», ставшая одной из самых продаваемых. В 1976 году начал работу над серией «Невероятный Человек-Паук», оставив работу над серией в середине 1978 года.
В 1979 году вместе с писателем Биллом Мантло работал над комиксов Ром. Как вспоминал Сал: «К Marvel обратилась компания Parker Brothers и попросила разработать для них комикс, основанный на игрушке. Они искали кого-нибудь, кто мог бы это сделать. Никто не хотел этого делать, потому что все говорили: "этот парень - ходячий тостер". Наконец они позвонили мне, и у меня всегда была позиция: берись за работу, когда она доступна. Мне было все равно, что я делаю, пока я был занят. Очевидно, я сказал "да", и это оказалась довольно успешная книга. Это была очень интересная книга. Мне очень понравился персонаж».
Сотрудничество с другими издательствами
В 1986 году начал работать с писателем Уолтером Симонсоном над Тором. В начале 1988 года Бусцема вернулся в серию «Невероятный Человек-Паук», работая над ней до конца 1996 года. За время работы над серией Сал нарисовал более 100 выпусков и стал самым частым автором данной серии. С 1997 по 1999 год работал над комиксами издательства DC Comics, рисуя карандашом истории таких персонажей как Бэтмен, Супермен, Зелёная Стрела, Чудо-женщина, Робин и многих других.
В 1999 году Бусцема снова начинает работать с Marvel Comics. Он принимает участие в работе над серией «Девушка-паук», сценаристами которой выступали Том ДеФалко и Рон Френц. В 2000 году присоединился к работе над третьим томом комикса «Невероятный Халк», участвуя в создании выпусков с 11 по 20. С декабря 2006 по 2009 год работал над серией «Удивительная Девушка-паук», рисуя истории для выпусков с 1 по 30. В 2011 году выступил контуровщиком второго тома комикса «Громобой», состоящий из пяти выпусков. Также в этом году вновь сотрудничает с DC Comics работая над выпусками «DC Retroactive: The Flash - The '70s» и «Супермен Будущего».
В 2012 году принимал участие в создании комикса «Джи-Ай Джо: Настоящий американский герой», выходящий под крылом издательства IDW Publishing. Писатель Марк ДеМаттейс пригласил Сала сделать обложку для 177 выпуска, а позже поработал над обложками для номеров с 182 по 184 выпуски. В этом же году поработал над пятью выпусками комикса «Подземелья и Драконы: Забытые Королев» от IDW.
В начале августа 2021 года выходит комикс «Союз героев» от издательства Binge Books, который был создан при участии Сала. История на 68 страниц, которая была написана Роджером Стерном и Дэрином Генри. За рисовку карандашом отвечали художники Рон Френц и Бретт Бридинг, а Бусцема работал чернилами.
Личная жизнь
14 мая 1960 года женился на Джоан Вирджиния Тиммонс. В 1968 году у них родился первый ребёнок, которому дали имя Джо. Позднее у пары родились ещё несколько мальчиков, получившие имена Тони и Майк.